ФАС разработала план действий по защите независимых операторов топливного рынка от произвола крупных нефтяных компаний. Теперь за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов последним грозят крупные штрафы. Впрочем, эксперты считают эту меру не слишком эффективной: для решения проблемы нефтяникам необходимы не санкции, а экономические стимулы, пишет РБК daily.
ФАС намерена ввести штраф для крупных нефтяных компаний за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн руб. за один контракт. Об этом говорится в сообщении ведомства. Соответствующие поправки будут подготовлены в Кодекс об административных нарушениях в рамках «третьего антимонопольного пакета».
Распоряжение о требовании регистрации на бирже внебиржевых сделок было подписано в феврале этого года премьер-министром Владимиром Путиным. В соответствии с распоряжением регистрации подлежат контракты компаний, занимающих более 35% рынка или доминирующее положение на рынке определенного товара. Однако далеко не все крупные нефтяные компании выполняют это распоряжение. Как рассказали на СПбМТСБ, в полном объеме внебиржевые контракты регистрируют «Газпром нефть», «Сургунефтегаз» и Alliance Oil. Остальные компании этого требования не выполняют, пояснили на бирже.
Крупные компании обвинения ФАС отвергают. В частности, в ЛУКОЙЛе сообщили, что компания регистрирует все внебиржевые сделки, «в том числе и между дочерними компаниями». С представителями ТНК-BP и «Роснефти» в пятницу связаться не удалось.
Помимо штрафов для борьбы с противоправными действиями ВИНКов ФАС планирует осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения требования о продаже на бирже каждого вида нефтепродуктов в определенном объеме (ранее правительство обязало нефтяные компании продавать 15% нефтепродуктов на бирже. — ред.), а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов.
Указанные меры были приняты ведомством по итогам состоявшегося 19 августа совещания главы ФАС Игоря Артемьева с представителями Российского топливного союза, на котором обсуждался вопрос ущемления интересов независимых АЗС со стороны ВИНКов. В письме на имя главы ведомства независимые операторы пожаловались на то, что крупные компании выдавливают их с рынка, и назвали свое положение «близким к катастрофическому».
Как выяснила ФАС, региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов. Для этого ВИНКи используют ряд схем, в частности реализуют нефтепродукты посредством цепочки перепродавцов, не осуществляющих хозяйственной деятельности, или осуществляют поставки на внутренний рынок только через дочерние структуры, которые устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне. При этом «своим» сбытовым организациям топливо поставляется значительно дешевле.
В ведомстве подчеркивают, что эти действия не обусловлены какими-либо внешними факторами, а являются осознанной деятельностью ВИНКов. «Действия крупнейших нефтяных компаний можно считать объявлением согласованного бойкота независимым участникам рынка. О согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать и тот факт, что они совершаются различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин», — считает глава ФАС Игорь Артемьев, говорится в сообщении.
Впрочем, эксперты считают предложенные ведомством меры недостаточными. По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, необходимо добиться ликвидности рынка нефтепродуктов. «Мы считаем, что в будущем компании должны продавать на бирже до 100% нефтепродуктов. Это позволит создать равные условия для всех действующих субъектов», — поясняет г-н Аркуша. Кроме того, по его мнению, необходимо исключить возможность любого административного вмешательства в ценообразование.
Требование регистрации внебиржевых контрактов крупными компаниями призвано повысить прозрачность цен на нефтепродукты, добавляет аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «До последнего времени большинство операций с нефтепродуктами проводилось внутри самих ВИНКов, что не позволяло отслеживать цены», — поясняет аналитик. В то же время введение штрафов, по его мнению, не самая эффективная мера. «Крупным компаниям нужны экономические стимулы», — подытоживает эксперт.
Екатерина Сафонова, Галина Старинская
|